12 июня - День России

Проект "История Кузбасса в людях"

Социально значимый проект

 

РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 

 


Диплом победителя Федерального конкурса инноваций Национальной премии «Элита российского образования» по теме:

«Качественное образование – будущее нации» в номинации

«За  инновации в области науки и технологии образования» (2011г.).

 

 

Краткая аннотация 

Проект направлен на реализацию комплексных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в России на уровне муниципального образования и региона. В качестве основы для решения   проблемы    духовно-нравственного   и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи предлагается системный подход, основанный на традиционной для России цивилизационной модели культурно-социального развития и необходимости воссоздания адекватной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Проект является одним из первых прецедентов в России в области решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях муниципалитета на основе системного подхода.  Аналогов в Сибирском федеральном округе не имеет.

http://www.dnv-prk.info  

Суть проекта заключается в следующем: в качестве основы предлагаемой системы поддержки и развития программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию предполагается организовать работу по интеграции имеющихся разработок и опыта по вопросам воспитания и семьи ведущих ученых, педагогов и специалистов, а также размещенных в Интернете  и на электронных носителях работ и видеоматериалов и сформировать единый хорошо структурированный электронный ресурс по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Проект включает также  создание  на этой основе  портала «Воспитание», объединяющего множество различных и подчас труднодоступных сайтов Интернета, наполнение его имеющимися разработками – методиками, программами, литературой, а также  телепередачами (в записи), видеоматериалами, включая различные кино (документальное и игровое), создание кинолектория.

Другим элементом системы является организация подключения к порталу «Воспитание» всех основных участников программ. Это -  духовно-просветительские центры, школы, а также индивидуальные пользователи – молодые семьи, родители и молодежь.       На основе создаваемой сети планируется создание системы дистанционного обучения. 

Ключевые понятия содержания работы: культура, духовность, образование,ценности, воспитание, муниципальная система образования, социальные проекты,  системный подход,  национально-государственная идеология, гражданское общество

Цели и задачи:  

Основные цели проекта:

1.Создать условия для системного решения проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях социально-педагогической среды  муниципалитета, ориентированной на традиционные отечественные культурные ценности.

2.Многократно повысить эффективность работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, обмену опытом, создать эффективную и непрерывную систему дополнительного образования и подготовки кадров.

Обеспечить развитие и укрепление системы духовно-нравственного и

патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества.

Задачи:

1. Сформировать  комплекс  нормативно-правового,   организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно нравственного воспитания детей и молодежи в городе.

2.  Реализовать   систему   мер   по  подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного  и гражданско-патриотического воспитания;

3. Создать систему взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания.

4.Создать эффективную информационную систему сопровождения комплексных программ и проектов в области духовно-нравственного воспитания, в том числе: создать интегрированный электронный ресурс в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, создать систему прямого и обеспеченного доступа к электронным ресурсам участников программ воспитания и образования, систему эффективного обмена опытом.

5.Провести мониторинг комплексной программы духовно-нравственного воспитания с целью  формирования сетевых сообществ, участвующих в осуществлении комплексных программ, таких как: педагогов и специалистов, экспертов, родителей, детей и молодежи;

6. Организовать проведение общественного форума по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания;

7.Качественно улучшить координацию деятельности и программ общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также частных инициатив и проектов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания.

  

Основные целевые группы

– педагоги, воспитатели, работающие в учреждениях образования;

– руководители органов образования, учреждений образования, работники органов образования и социальной сферы;

– родители;

– молодые семьи;

– широкие слои молодежи, в т.ч. учащиеся средних школ, подростки, студенты средних специальных и высших учебных заведений. 

Процессуально - технологические основы духовно-

нравственного воспитания на муниципальном уровне

Сегодня       перед     структурами,      заинтересованными    в   возрождении отечественной культурной и духовно-нравственной традиции, в основе которой лежат православные ценности, стоят следующие задачи:

– координация деятельности различных социальных институтов, государственных и общественных подразделений;

– концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества;

–   обеспечение более эффективного использования этих ресурсов;

– интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы.

 Последовательное решение обозначенных задач неэффективно, необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. 

 Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим  и кратко охарактеризуем  основные аспекты системы духовно-нравственного воспитания.

 

Основные аспекты системы  духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

 

1.  Содержательный аспект системного подхода предполагает разработку методологии подробного описания всех элементов и форм бытования православной  культуры;  формирования  системы   общественного  духовно-нравственного воспитания и образования.

Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге охватывает следующие направления:

– воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, науке и искусстве;

– интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;

– воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования:

 а) на уровне отдельного учебного курса;

 б) в виде «сквозной» составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное, дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.

2. Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно)          комплекс     мероприятий   по   духовно-нравственному воспитанию и просвещению для разных возрастных групп детей, подростков,  молодёжи  города.

3. Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Следует выделить приоритетное значение включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребёнка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах её развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень духовно-нравственного воспитания предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической дея­тельности разных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, традиционными для России религиозными конфессиями, обеспечение активизации и поиск новых форм сотрудничества в процессе духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

4.  Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.  

5. Организационно-правовой аспект предполагает выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на муниципальном  уровне, подготовку и реализацию нормативных правовых документов, комплексных муниципальных программ по духовно-нравственному воспита­нию.

6. Информационный аспект предполагает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания  в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей.

7. Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию из различ­ных источников, включая  местный бюджет, а также иные источники финансирования.

8.   Управленческий   аспект.   Его   выделение   в   системе   духовно-

нравственного воспитания позволяет включить в процесс решения проблемы все

существующие   структуры    (социальные и институциональные)   и   обеспечить

новые формы организации их взаимодействия.

Духовно-нравственное воспитание должно обладать высоким уровнем комплексности, охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, право­вую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятель­ности региона, его социальных и государственных институтов.

 

Основы  организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной  поли­тик в области воспитательной деятельности.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации,  закон Российской Федерации «Об образовании»     от 10.07. 1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями),    Федеральные законы  «Об основных гарантиях прав  ребёнка в Российской  Федерации»    от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ,        «О воинской обязанности и военной службе» от 16 февраля 2001 г. № 122-ФЗ,  «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года №  25-ФЗ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг.», утверждённая постановлением Правительства РФ от 11.07.2005гю. № 477, и   другие нормативные пра­вовые акты Российской Федерации и Кемеровской  области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания.

Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, нужна единая региональная политика в области духов­но-нравственного воспитания детей и молодёжи   и соответст­вующая этой политике муниципальная  система духовно-нравственного воспи­тания и просвещения населения, способная консолидировать и координировать эту много­плановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений.

С этой цель в г. Прокопьевске в соответствии с распоряжением Администрации города  «Об утверждении муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное  воспитание детей и молодёжи в г.Прокопьевске  на 2008-2011 гг.» создан Координационный  совет по духовно-нравственному воспитанию.

Система духовно-нравственного воспитания и  просвещения включает в себя соответст­вующие государственные и муниципальные учреждения, общественные орга­низации,   нормативно-правовую   и   духовно- нравственную

базу воспитатель­ной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи города Прокопьевска.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой лично­стью.

Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной ос­нове государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, мо­лодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями пер­воочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изме­нениями, происходящими в экономической, политической, социальной и дру­гих сферах Кемеровской области и Российской Федерации в целом.

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как состав­ляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает:

–   подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в городе;

–  заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти области, органов управления образованием, здравоохранения, культуры и Кемеровской и Новокузнецкой епархии;

–  проведение  социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения города;

– создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию;

 –   анализ          и      обобщение  муниципального опыта     духовно-нравственного воспитания;

– создание  исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в городе;

– разработку   и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Программное и организационно-методическое обеспечениепредполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по ор­ганизации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и ме­тодов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институ­тами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, ос­вещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ. Реализация Программы предполагает:

– соотнесение содержания муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске» с содержанием действующих муниципальных программ социальной направленности;

– формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на муниципальном уровне  гуманитарные программы и реализация этих предложений;

– создание базовых экспериментальных площадок в муниципальных образовательных учреждениях, а также родительских лекториев, «маминых школ», «семейных гостиных»;

– подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов в серии «Семейное духовно-нравственное воспитание»;

– формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в городских и областных средствах массовой информации;

– создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов;

– организация церковных воскресных школ.

Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечениедуховно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей

в сознании и чувствах жителей города; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;  противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и ис­кусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возмож­ностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при актив­ном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования, культуры, здравоохранения,  физической культуры и спорта, отдела по делам молодежи, комитета социальной защиты населения,  Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Предполагается:

– разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации;

– организация     постоянно    действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации;

–  организация и проведение Дней славянской письменности и  культуры в городе;

– организация    работы     православного лектория в рамках Дней славянской письменности и  культуры;

– проведение общественных чтений по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи;

– проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования;

–   создание      видеофильма   о   духовном возрождении города;

–   создание  православных отделов в библиотеках города;

–  создание   телевизионных   и  радиовещательных образовательных программ, направленных на  развитие духовности подрастающего поколения;

– создание в муниципальных СМИ специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;

– разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.

Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечениевключает организацию исследова­ний в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результа­тов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обо­гащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством вклю­чения в него культурно-исторического, этического и других компонен­тов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных на­ук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастаю­щего поколения,   к   духовно-нравственным  ценностям,   их духовного

освоения. Данная работа предполагает:

  • формирование научных коллективов по экспертизе и доработке
  • программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования;
  • отбор и оценка степени применимости на уровне города имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования;
  • создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам  духовно-нравственного воспитания;
  • организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам;
  • ·     создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования;
  • проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней;
  • курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования;
  • проведение городской научно-практической конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания в системе среднего специального и высшего профессионального  образования;
  • разработка положений и проведение конкурсов творческих работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых  по духовно-нравственной тематике;
  • разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей  восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания;
  • организация и проведение городских конкурсов  и олимпиад по православной культуре. Разработка подпрограммы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии);
  • создание  молодежной паломнической службы;
  • разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений системы дополнительного образования детей и т.д.

Обеспечение взаимодействия  различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания в рамках муниципалитета предусмат­ривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возмож­ностей,

разработку модели реализации основных на­правлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения г. Прокопьевска.

    Кадровое обеспечениепредусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различ­ного

уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи г. Прокопьевска, что предполагает:

  • проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения население г. Прокопьевска;
  • поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров   «Духовно-нравственное воспитание и преподавание учебного предмета «Основы православной культуры», «История христианства», «История мировых религий»;
  • разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов учреждений среднего специального и высшего профессионального образования в городе;
  • проведение ежегодного «круглого стола» на тему: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания» с  привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства;
  • проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов города;
  • организация в городе работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию;
  • проведение регулярных встреч педагогов области с духовенством;
  • организация   паломнических поездок по святым местам.

 Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске»,  привлечение про­изводственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания населения города.

Создание   этих   условий   будет   способствовать  совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне.

 

Управление системой духовно-нравственного воспитания

Содержание управления системой духовно-нравственного воспитания и просвещения включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование

состояния процесса духовно-нравственного воспитания в городе с учетом современных тенденций обще­ственного развития; определение и постановку текущих и перспективных за­дач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование духов­но-нравственного воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мони­торинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов исполнительной власти области о ходе реали­зации мер по духовно-нравственному воспитанию; своевременную корректиров­ку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспи­тателей и обеспечение субъектов духовно-нравственного воспитания прогрес­сивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми катего­риями граждан.

Администрация города Прокопьевска, ведомственные учреждения и организации,  Координационный совет по реализации муниципальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в городе Прокопьевске»  осуществля­ют управление системой и руководство процессом духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи города, действуют в рамках своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования: обеспечивают выполнение положений Концепции, муниципальной программы«Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в городе Прокопьевске»; вносят предложения о совер­шенствовании системы духовно-нравственного воспитания и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят ме­роприятия по привлечению общественных объединений, Прокопьевского благочиния  Кемеровской и Новокузнецкой епархии  и организаций к решению задач духовно-нравственного воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий муниципальной программы.

 

 Оценка результативности духовно-нравственного воспитания

 

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществ­ляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных тех­нологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием    результативности    является   уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения города Прокопьевска  в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значи­мом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и куль­турный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.

Основным инструментом реализации Концепции является выполнение

муниципальной целевой программы   «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в городе Прокопьевске», разработка и реализация ведомственных и муниципальных программ духовно-нравственного воспитания населения на последующие периоды.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного воспитания, повышения активности населения г. Прокопьевска  к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.

В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов муниципальной  власти города, общественных объединений,  научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдель­ные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравст­венного  и  интеллектуального потенциала детей, молодёжи  и всего населения г. Прокопьевска посредством создания в городе социально-педагогической среды (системы условий жизни и деятельности), ориентированной на традиционные культурные ценности России.

Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в г. Прокопьевске на 2011 – 2013 годы»

Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в г. Прокопьевске на 2011 – 2013 годы» (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской  Федерации»,  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г. № 422, с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Законом Кемеровской области «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, договором о совместной социальной, культурно-просветительской деятельности Департамента образования  и науки Кемеровской области и Кемеровской и Новокузнецкой епархией Русской Православной Церкви.      

Основой для разработки Программы являются  решения объединенного заседания коллегий Министерства образования Российской Федерации, Министерства культуры, Министерства печати, телерадиовещания, средств массовой информации Российской Федерации от 25 июня 2002 года о создании Федеральной целевой программы «Духовное здоровье детей и молодежи (2003-2007 годы)», Декларация Петровской академии наук и искусств «Современный мир и пути решения проблем России на этапе движения к устойчивому развитию», принятой на VI Съезде Петровской академии наук и искусств 7 октября 2005 года (г.Санкт-Петербург), Соглашение о сотрудничестве Администрации Кемеровской области и Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви, Приоритетный национальный проект в сфере образования, реализуемый в г. Прокопьевске.

Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной сфере, а также стабилизации духовно-нравственной ситуации в городе, обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации на муниципальном уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур, религиозных объединений.

В Программе определены основные пути развития муниципальной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения на муниципальном уровне различных социальных институтов. При уточнении и корректировке Программы необходимо учитывать имеющийся практический опыт внедрения программ по духовно-нравственному воспитанию в городе, а также культурно-исторические, социально-исторические особенности регионального и муниципального развития.

 

Обоснование необходимости решения проблемы духовно-

нравственного воспитания программными методами

 

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социо-культурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

      Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовно-нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных    ценностей,    на которых   строилось  российское государство и создавалась великая русская культура.

За последние годы существенно деформировалась система духовного воспроизводства общества и, прежде всего, в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования.

Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования образовательных учреждений, но, прежде всего, в непродуманной модификации целей и ценностей образования.

Осмысление противоречивого  опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, ибо без человека, его душевного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие «жизнь» теряет смысл.

Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема духовно-нравственного оздоровления общества: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии системного подхода в рамках целевой региональной или муниципальной программы.

Масштаб муниципального образования, муниципальной социально-территориальной единицы является оптимальным в осуществлении всего комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Именно на уровне муниципалитета сочетаются властные полномочия, организационные и средовые факторы и возможности, благодаря которым он становится основным звеном системного решения любой социальной, социально-просветительской, социально-педагогической задачи.

Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных институтов и возрастных групп населения.

В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, детям раннего, дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.

Верное понимание процесса духовно-нравственного воспитания предполагает также соблюдение принципа разделения светского и религиозного, а также объединение усилий представителей всех традиционных религий в восстановлении духовно-нравственного потенциала общества. Учитывая же исключительную роль Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становление духовно-нравственного потенциала России, необходимо особо тесное сотрудничество государства и Церкви в решении программных задач духовного и нравственного возрождения России.

 

     Цель, задачи и основные направления Программы

 

Целью Программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в рамках муниципального образования социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

      - формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в городе;

- осуществление комплекса мер по просвещению населения города в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

- интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые на муниципальном уровне;

- разработка муниципальных подпрограмм духовно-нравственного содержания по сопровождению семьи и воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, школах, интернатах, детских домах, высших учебных заведениях, учреждениях системы дополнительного образования детей;

- реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

- реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного воспитания;

- охрана, восстановление, развитие исторического и культурного наследия города;

- реализация комплекса мер по профилактике правонарушений в подростковой и молодежной среде.

 

Основные  направления  Программы


1. Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.

2. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.

3. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

4.  Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социально-гуманитарные программы.

5. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

6.  Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования.

7.  Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.

8.  Социальное служение и благотворительные акции.

9.  Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров (система образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы) по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.

10.  Подготовка молодежи к воинской службе, попечение о воинах, забота о ветеранах войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов.

11. Противодействие распространению и негативному влиянию на подрастающее поколение  тоталитарных декструктивных сект, иностранных религиозных миссионеров.

 

      Система программных мероприятий


1.Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации Программы.

В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие нормативных документов, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, заключение Соглашений о сотрудничестве органов образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи с благочинием г.Прокопьевска, Кемеровской епархией Русской Православной церкви.

Предполагается разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов духовно-нравственного воспитания в городе, определение места, роли, статуса, задач и функций каждого органа и организации как элементов единой системы духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.

Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного воспитания. Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, учителей и воспитателей на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем духовно-нравственного воспитания, разработку методических материалов и рекомендаций с обоснованием оптимальных путей приобщения детей и молодежи к духовно-нравственным ценностям, формированию позитивного поведения и отношения к миру.

Системой организационных мер по обеспечению реализации Программы предполагается создание в городе Координационного совета по настоящей муниципальной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в г. Прокопьевске на 2007 – 2011 годы», а также научно-методического центра      по  духовно-нравственному    воспитанию    в   структуре управления

образования администрации города.

Силами Координационного совета и научно-методического центра предполагается осуществление аналитической работы, уточнение и доработка содержания, а также управление Программой.

2. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

Программа предполагает систему мер по пропаганде в средствах массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей добродетельного образа жизни. Предполагается также широкая информационно-просветительская деятельность по ознакомлению населения города с самой программой «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», ее целями, задачами, содержанием и ходом реализации.

В числе просветительских мероприятий намечается: организация постоянно действующих рубрик в городских СМИ, создание специальных телевизионных и радиовещательных программ по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению с привлечением к обсуждению проблем авторитетных общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, врачей, священнослужителей, представителей общественности.

Предполагается создание теле- и радиопередач, освещающих позитивный опыт по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Предполагается активное участие в реализации Программы средств массовой информации, организующих регулярный показ на местном телевидении православных документальных фильмов, создание и показ теле- и радиопередач, освещающих различные вопросы краеведческой тематики, рассказывающих о местных святынях. Планируется издание серии брошюр, справочников по духовному краеведению, календарей, сувенирной продукции с изображением местных святынь, памятников духовной культуры.

Культурно-просветительское направление Программы предполагает систематическое проведение мероприятий и праздничных акций духовно-нравственной направленности в муниципальных учреждениях культуры, образования. Примерами такой работы может служить проведение общественных духовно-нравственных чтений, целевой показ в кинотеатрах документальных, научно-популярных и художественных фильмов духовно-нравственного, патриотического содержания, организация лекториев, проведение Дней православной культуры в городе.

Планируется осуществление специальной просветительской работы силами городских библиотек, создание центральной православной видеотеки и аудиотеки.

3.  Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социальные и гуманитарные программы.

Обозначенное направление Программы предполагает оценку возможности

интеграции духовно-нравственного содержания в действующие на городском уровне социальные программы, а также областные и федеральные программы.

Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания и просвещения придадут более глубокий характер, повысит эффективность и результативность мероприятий, проводимых в рамках социально-оздоровительных и образовательных программ по патриотическому и гражданскому воспитанию и оздоровлению общества.

Необходимо установление наиболее полной преемственности муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в г. Прокопьевске на 2007 – 2011 годы» со всеми действующими и готовящимися целевыми муниципальными программами.

 

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

 

В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение на уровне города систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Реализация Программы предполагает два этапа в работе с семьями:

- просветительский;

- этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение курсов и отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей. Базой для проведения этих занятий могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные и психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, вузы, воскресные школы.

Тематика лекций выстраивается в соответствии с насущными проблемами молодой семьи, связанными с оздоровительными программами (подготовка молодых супругов к рождению ребенка, уходу за малышом), семейными традициями, духовно-нравственными основами уклада жизни семьи, годовым кругом праздников в жизни семьи. Для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, о возможности тактичного и компетентного оказания родительской помощи детям в преодолении искушений современной жизни.

В основу реализации указанной задачи с молодыми семьями может быть положено внедрение на муниципальном уровне положительно зарекомендовавших себя на общероссийском уровне программ и методических

рекомендаций по оздоровлению детей до и после рождения (обучение родителей и будущих родителей основам медико-педагогических и психологических знаний) «К здоровой семье через детский сад», «Рождение и воспитание здорового ребенка», разработанные Санкт-Петербургской академией постдипломного образования (директор программы – Коваленко В.С.). А также комплекса оздоровительных и педагогических программ «Семейный лад» (разработчик – региональная общественная организация «Семейный клуб родительского опыта «Рождество» (г.Москва) и др.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение серии книг, брошюр и печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок  аудио- и видеокассет для всей семьи из одноименного цикла.

В рамках обозначенного этапа работы осуществляется и создание библиотек и книжных лавок для родителей в образовательных учреждениях, при храмах.

Необходима также широкая информационная работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, истории региона, современной жизни) в местных средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

- организацию школ молодых родителей, родительских университетов, семейных гостиных;

- создание семейных клубов на базе образовательных учреждений по месту жительства;

- организацию системы взаимной помощи семей по уходу за детьми раннего возраста, воспитанию более старших детей;

      - подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организация совместного труда и обучению ремеслу, организация общих дел по месту жительства, на базе образовательных учреждений;

- проведение семейных праздников светского и церковного календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего среднего, дополнительного и высшего образования.

Программа предполагает разработку и интегрирование духовно-нравственного содержания в муниципальную систему дошкольного, общего среднего, дополнительного, высшего образования. Начальные этапы реализации данного направления Программы предполагают определение опорных зон, базовых площадок по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях города.

Планируется анализ степени применимости на уровне города имеющихся воспитательно-образовательных программ духовно-нравственного содержания, а также целевая разработка (на основе имеющихся) и доработка программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию для использования в образовательных учреждениях города.

Параллельно с общим содержанием предполагается разработка регионального (муниципального) содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников, школьников и подростков.

В подпрограммы дошкольного, школьного и вузовского образования предполагается включение разработки методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания с учетом местной специфики в предметы общеобразовательного (в первую очередь гуманитарного) цикла.

Предусматривается разработка учебных пособий (учебников, тетрадей на печатной основе, наглядных материалов) по основам православной культуры, духовному краеведению.

Планируется конкурсная разработка силами творческих педагогов и методических объединений циклов уроков, сценариев праздничных мероприятий и учебных экскурсий по духовно-нравственному воспитанию и духовному краеведению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитательной работы с учетом задач духовно-нравственного воспитания и функциональных особенностей.

Отдельным блоком воспитательно-образовательных подпрограмм является  разработка и апробирование контрольно-диагностических мероприятий по определению уровня духовно-нравственной и патриотической воспитанности выпускников учреждений различных звеньев системы образования.

Предусматривается проведение олимпиад и конкурсов ученических и студенческих работ по духовно-нравственной и культурологической тематике, проведение совместных научно-практических конференций студентов вузов, учащихся общеобразовательных и воскресных школ, конференций молодых ученых. Установление специальных стипендий и грантов на разработку духовно-нравственной проблематики за счет средств фонда «За духовное и нравственное здоровье города».

Подпрограммы предполагают разработку циклов досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности, содействие организации творческих объединений, конкурсов, молодежной экскурсионно-паломнической службы, трудовых и социально-благотворительных молодежных акций.

Специальные подпрограммы планируется создать в рамках направления «Противодействие распространению в сфере детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия»

 Социальное служение и благотворительные акции

Раздел «Социальное служение и благотворительные акции»

предусматривает ряд мероприятий, направленных на развитие милосердия, сострадательности, благотворительности.

В числе этих мероприятий различные акции и декады милосердия: «Чужих детей не бывает», «Мама – найди меня», «Ветераны», «Наши корни», «Спешите делать добро». В раздел включается работа по организации и доставке гуманитарной помощи, бесплатному питанию граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Большую часть работы по разделу составляет духовное окормление и патронат над детскими домами, школами-интернатами, реабилитационными центрами, а также организация оздоровительного детского отдыха в летних оздоровительных лагерях.

Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров (системы образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы) по вопросу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.

 

На разных этапах реализации Программы предполагается определение мер муниципального уровня по подготовке, просвещению и повышению квалификации кадров по вопросу духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, в том числе мер, направленных на выработку единых подходов в организации духовно-нравственного воспитания.

Предполагается создание и внедрение содержательных и методических учебных курсов духовно-нравственного содержания для студентов педагогических и медицинских училищ и вузов, спецкурсов по духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры для педагогов общеобразовательных и воскресных школ.

Планируется проведение городских научно-практических педагогических и межведомственных конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением крупных ученых, деятелей культуры, представителей духовенства.

Разработка и проведение курсов повышения квалификации различных категорий педагогов (руководителей учреждений образования, культуры, здравоохранения, специалистов психологической и методических служб, учителей-предметников, преподавателей духовно-нравственных дисциплин, воспитателей, педагогов системы дополнительного образования детей, преподавателей вузов, священнослужителей и катехизаторов) совместными усилиями специалистов Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новокузнецкого института повышения квалификации, Центра национального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г.Санкт-Петербург), городской системы повышения квалификации.

Также разработка и проведение курсов повышения квалификации работников здравоохранения, культуры и социальной сферы.

В учебных планах и программах курсов повышение квалификации специалистов необходим учет и отражение региональной специфики.

Предполагается составление методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для различных категорий специалистов.

Проведение постоянно действующего городского методического семинара. Создание учебно-методических объединений, творческих групп педагогов, работников культуры, социальной сферы по духовно-нравственному воспитанию и просвещению, посвящение данной проблематике заседаний педагогических советов образовательных учреждений, семинаров по обмену опытом.

Планируется проведение ряда открытых мероприятий на базе региональных экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию религиоведческих дисциплин и основ православной культуры.

Предполагается планирование регулярных встреч педагогов и других специалистов с духовенством и организация паломнических просветительских поездок по святым местам города, области и России.

 Механизм реализации Программы

 

Механизм реализации Программы учитывает к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитание в городе, тенденции регионального и муниципального развития.

В осуществлении Программы участвуют следующие структуры: администрация города, Кемеровская епархия РПЦ, Благочиние города, управления образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, комитет социальной защиты, отдел по делам молодежи, информационно-методический центр управления образования,  руководители базовых образовательных учреждений, творческие объединения педагогов. Содействие осуществлению Программы оказывает Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь», Центр национального воспитания и образование РГПУ им. А.И.Герцена, отделение «Русская школа» Петровской академии наук и искусств.

Главные исполнители разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования.

Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет Координационный совет по программе под председательством Главы города, который обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации.

Главными исполнителями Программы являются управления образования, 

здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, комитет социальной защиты населения, отдел по делам молодежи администрации г. Прокопьевска, УВД г. Прокопьевска, образовательные учреждения.

Главные исполнители:

разрабатывают необходимые для проведения мероприятий нормативные документы (положения, приказы, планы и т.д.);

определяют источники финансирования мероприятий.

Непосредственным исполнителем Программы является управление образования администрации г. Прокопьевска. Управление образования разрабатывает ежегодно программу работы на предстоящий год, нормативно-правовые акты, проводит необходимую организационную работу, обеспечивает научно-методическое сопровождение Программы, составляет смету расходов на текущий год, осуществляет корректировку Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий.

Изменение Программы, а также продление срока ее реализации осуществляется в порядке, установленным законодательством РФ.

Ресурсное обеспечение Программы

Источником финансирования Программы является муниципальный бюджет. 

Финансирование Программы производится через управление образования администрации г. Прокопьевска.

В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов муниципального бюджета.

Оценка  эффективности  реализации Программы

В результате осуществления Программы ожидается:

- снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в городе;

- активизация  деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения;

-  укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

-  повышение   духовно-нравственного      уровня     подрастающего поколения города, формирование его национального самосознания, патриотическое становление;

- повышение уровня знаний отечественной истории и культуры детей и молодежи города.

Организация управления Программой и контроль за ходом  ее реализации

Основные функции по управлению реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляет Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в г. Прокопьевске.

Ход Программы анализируется на совещаниях администрации г. Прокопьевска, заседаниях общественного совета, заседаниях Экспертного совета управления образования и других органов исполнительной власти города.

Управление образования администрации г. Прокопьевска по окончании календарного года представляет в администрацию города и городской Совет народных депутатов информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования финансовых ресурсов.

Результаты инновации  (ожидаемые или реальные)

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе.

В ходе реализации проекта после его запуска удалось:

1. Снизить неблагоприятные социальные показатели и остроту духовно-нравственного кризиса в городе

2. Активизировать деятельность общественных объединений, обеспечить рост социальной активности населения;

3. Укрепить институт семьи посредством возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

4.  Наметить   пути    сохранения,   укрепления духовного и физического здоровья подрастающего поколения в условиях социально-педагогической среды муниципалитета.

5.  Обеспечить полную скоординированность и согласованность действий всех участников программы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе.

1. Повышение   уровня   духовно-нравственного, гражданского  и   патриотического   сознания и        самосознания        детей  и      молодежи   г. Прокопьевска.

2. Обмен опытом всех участников программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию и значительно повысить эффективность их работы;

3. Значительно снизить совокупные затраты на осуществление мероприятий в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания за счет прямого доступа ко всей имеющейся на портале «Воспитание» информации в этой области и создания системы непрерывного дополнительного образования в данной сфере.

4.Укрепление тенденций активизации духовного и культурного сознания населения, роста нравственной воспитанности детей и молодежи, укрепление института    семьи,    в   том числе   увеличение  количества зарегистрированных

браков, числа многодетных семей, снижение числа бракоразводных процессов, снижение количества абортов и т.п.

Критерии оценивания результатов

       В результате осуществления Проекта ожидается:

1.  Снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в городе (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей).

2. Активизация  деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения (позитивная динамика количества участников общественного форума по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания  по годам исполнения проекта).

3. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания (увеличение количества зарегистрированных браков, числа многодетных семей, снижение числа бракоразводных процессов, снижение количества абортов и т.п.).

4. Повышение   духовно-нравственного      уровня     подрастающего поколения города, формирование его национального самосознания, патриотическое становление (повышение количества участников в тематических разделах Форума талантливых детей и молодежи в городе; проведение научно-исследовательской работы школьников и студентов по проблемам духовного развития общества   и гражданского становления молодежи).

4.  Повышение уровня знаний отечественной истории и культуры детей и молодежи города (результаты участия школьников, студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях, дискуссиях по тематике гуманитарных наук, отечественной культуры и истории).

5.  Повышение эффективности работы по   духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, обмену опытом (создание непрерывной системы дополнительного образования и подготовки кадров на базе стажировочных площадок).

 

Ведущие мероприятия проекта

 

v   Дни славянской письменности и культуры

v   Городские конкурсы творческих работ «Золотые купола и «Русское слово» (конкурс сочинений посвящен разработке темы: «Подвижники Земли русской»)

v   Городская олимпиада по духовной культуре для учащихся муниципальных образовательных учреждений

v   Дискуссии среди школьников по актуальным вопросам отечественной истории,   патриотической    тематике,    проблемам    духовно-нравственных

ценностей современного общества и развития интеллектуального потенциала молодежи России

v  Конкурсы исследовательских работ, научно-практические конференции «Старт в науку» (традиционно посвящаются великим датам в истории России, выдающимся достижениям отечественной  науки (250-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского, 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого, 135-летию со дня рождения С.В.Рахманинова,  185-летию со дня рождения И.С. Аксакова, 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, 175-лентию со дня рождения Д.И. Менделеева и др.).

v  Научно-педагогические Кирилло-Мефодиевские чтения

v  Пушкинские чтения (для педагогических работников и учащихся школ)

v  Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» (номинация «Духовно-нравственные ценности в образовании и воспитании»)

v  Научно-практические конференции «Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе», «Духовно-культурное наследие России – основа гражданско-патриотического воспитания современной молодежи»

v  Форум творческой молодежи города

v  Фестиваль классической музыки

v  Военно-патриотическая игра «Зарница»

v  Совместные научно-исследовательские,  творческие, профессионально-педагогические мероприятий управления образования и филиалов высших учебных заведений – научно-практические конференции школьников, студентов, молодых учёных, совместные методические семинары, конкурсы, дискуссионные клубы.

v  Экспериментальная деятельность по реализации культурно-исторического подхода как методологии процесса обучения и воспитания на базе муниципальных образовательных учреждений (общеобразовательных и дошкольных учреждений).

v  Проведение ежегодного Пасхального фестиваля детского творчества (музыкальные конкурсы, конкурсы рисунков и сочинений)

v  Проведение акций и декады милосердия «Чужих детей не бывает»

v  Проведение рождественского марафона

v  Информационно-просветительские проекты в местных СМИ (рубрики духовно-нравственной и патриотической направленности: «Город и мы», «Побочный эффект», «Спешите делать добро» и др.)

   



КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ   ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В ГОРОДЕ ПРОКОПЬЕВСКЕ»

(реализуется в рамках социально-значимого

проекта «Развитие и укрепление системы                                              духовно-нравственного и патриотического  воспитания детей и молодежи как одного

из  основных институтов гражданского общества»

 

Зарегистрирована в Мировом Регистре

авторских прав SciReg:

Certificate ID 644232822

 Autor Name Marina Glebova

   ID Number 426

 

Диплом 1 степени и Золотая медаль II Всероссийской выставки ярмарки «Русь святая – великая Россия» (2008г., Кемерово).

 


Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики и работы с детьми и молодежью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2009г.).

 

Национальная образовательная программа "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" 

 


В рамках программы проводятся предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, разработка социальных проектов, турниры, форумы, фестивали, научные конференции школьников.

Качество программы гарантировано многолетним опытом работы (с 1985 года), привлечением высококвалифицированных научных и педагогических кадров, уникальных педагогических технологий.

Разработчикам Программы присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования 2011 (распоряжение Правительства РФ №1946-р от 3.11.11 ) "за научно-практическую разработку "Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"

Национальная образовательная программа "Интеллектуально - творческий потенциал России" это:

свыше 70 различных Российских заочных и очных конкурсов, конференций, турниров, фестивалей, олимпиад;

новые задания, возможность испытать свой интеллект и с интересом провести время, шанс попробовать выиграть СПЕЦИАЛЬНЫЕ премии;

более 5000 образовательных учреждений из 77 субъектов Российской Федерации представляют на конкурсы творческие и исследовательские работы своих учащихся;

свыше 60 000 человек, ежегодно участвующих в проектах на Российском уровне.

Почему так популярны проекты программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"?

Участие в проектах Программы позволяет участникам реализовать свой творческий потенциал более чем в 70 номинациях по различным направлениям!

Повышается авторитет учащихся, педагогов и образовательного учреждения – об этих достижениях узнает вся Россия!

Всероссийские конкурсы позволяют сравнивать подготовку учащихся из разных образовательных учреждений страны. Победителями гордится Россия!

Проекты Программы входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи (в рамках приоритетного Национального проекта "Образование").

Министерство образования и науки России, Федеральное агентство по образованию, ведущие ВУЗы страны поддерживают деятельность Малой академии наук "Интеллект будущего".

В рамках программы действует система поощрения учащихся, педагогов и образовательных учреждений.

Школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, могут претендовать на государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в размере 1 млн. руб., а педагоги в размере 100 тыс. рублей. Участие в Программе даёт дополнительный шанс для победы в конкурсе.

Портфолио участников: каждый участник по итогам конкурса получает свидетельство Участника или Лауреата, победителям вручаются специальные дипломы, сертификаты.

Интеллект-рейтинг: каждому участнику программы начисляются определённые рейтинговые баллы, которые суммируются по итогам всех конкурсов, по набранному количеству рейтинговых баллов присваиваются специальные звания. Победителям интеллект-рейтинга по итогам каждого учебного года присуждается премия 30 000 (учащимся 5-11 классов) и 10000 рублей (учащимся 1-4 классов).

Организаторы программы:

-Общероссийская детская общественная организация "Общественная Малая академия наук "ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО" (МАН) - один из лидеров интеллектуально-творческого образования России;

-Центр развития образования, науки и культуры "ОБНИНСКИЙ ПОЛИС";

-Научно-образовательный центр "РОСИНТАЛ".

http://www.future4you.ru

 

 

Глебова Марина Владимировна

Официальный представитель

Национальной образовательной программы

"Интеллектуально-творческий потенциал России"

Свидетельство № Л12-04/92 от 27.04.2012г.

МАН "Интеллект будущего"

 

 

   Страница в Интернет-энциклопедии "КТО ЕСТЬ КТО В РОССИИ"

https://www.wiw-rf.ru/members/person_134796.html 


Все права защищены 

При любом использовании материалов сайта   

гиперссылка на wansmvg.jimdo.com обязательна